22 апреля 2024
Глоссарий
Асинхронный двигатель – двигатель переменного тока, в котором ротор вращается с частотой меньше частоты вращения электромагнитного поля статора (относительная разность этих частот - скольжение).
Асинхронные двигатели:
- С короткозамкнутым ротором (беличье колесо);
- С фазовым ротором.
Режимы работы:
- Двигательный режим 0 < s < 1 n<n1;
- Генераторный режим s < 0 n>n1.
Преимущества АД с короткозамкнутым ротором:
- Нетребовательны к тех.обслуживанию;
- Эксплуатация во взрывоопасной зоне (т.к. отсутствуют щётки, а следовательно - искрение);
- Высокий КПД и коэффициент мощности;
- Низкая стоимость
Синхронный двигатель - двигатель переменного тока, в котором ротор вращается с той же частотой, что и электромагнитное поля статора. Имеют постоянную рабочую скорость, которая не меняется во время стандартных изменений нагрузки, скольжение s=0%. Недостатком является сложность конструкции и вследствие этого высокая стоимость.
Синхронный реактивный двигатель – синхронный двигатель, в роторе которого отсутствует обмотка возбуждения (постоянные магниты). РД относительно недорогие и надёжные по сравнению с СД. Недостатками является низкий КПД и коэффициент мощности, большая масса.
4. Синхронная скорость (п1) - частота вращения электромагнитного поля статора.
f1 – частота питающего напряжения
p – число пар полюсов двигателя
5. Скольжение (s)- отношение скольжения скорости к синхронной скорости:
6. Скорость вращения ротора:
7. Коэффициент мощности:
P – активная мощность
S – полная мощность
8. Номинальный момент двигателя:
Pn – номинальная мощность двиг.
nn – номинальные обороты двигателя
9. Полная мощность двигателя: - мощность, потребляемая двигателем из сети и определяемая как геометрическая сумма активной и реактивной мощностей:
U1 – номинальное напряжение
I1 – номинальный ток.
P – активная мощность
Q – реактивная мощность
10. Активная мощность двигателя – мощность, связанная с преобразованием электроэнергии в механическую энергию.
- угол сдвига между векторами напряжения и тока;
U,I – действующие значения напряжения и тока.
11. Реактивная мощность двигателя – мощность, связанная с созданием магнитных полей в обмотках двигателя и покрытием потерь на магнитные поля рассеяния.
– индуктивное сопротивление;
j - угол сдвига между векторами напряжения и тока;
U,I – действующие значения напряжения и тока.
12. КПД двигателя – отношение номинальной мощности двигателя к активной мощности.
13. Индуктивное сопротивление – сопротивление обмоток двигателя, связанное с созданием вокруг них переменного магнитного поля.
f – частота тока, Гц;
w - угловая частота, рад/с.
14. Переменные токи и напряжения:
, Гц - частота тока и напряжения двигателя
Мгновенные значения тока и напряжения: - значения тока и напряжения, определяемые для произвольного момента времени t.
Im,Um – амплитудные значения тока и напряжения;
- углы сдвига фаз тока и напряжения относительно начала координат;
- угол сдвига фазы тока относительно фазы напряжения.
Действующие значения – значения такого периодического тока, который производит тот же тепловой эффект, что и равный ему по величине постоянный ток. Эти значения являются среднеквадратичными значениями их мгновенных значений.
Im,Um – амплитудные значения тока и напряжения
15. Режимы работы двигателей:
- Продолжительный S1
- Кратковременный S2
- Прерывистый S3,S4,S5
- Продолжительный с периодической нагрузкой S6
16. Преобразователь частоты (ПЧ) – устройство для управления двигателями и позволяющее выполнять следующие основные функции:
- Плавное регулирование скорости двигателя;
- Возможность запитывать ПЧ однофазным или трёхфазным напряжением;
- Управление временем разгона и замедления;
- Управление торможением:
- Замедление переменным током;
- Торможение постоянным током.
- Электронное реверсирование;
- Увеличение мощности двигателя (87-герцовая характеристика);
- Защитные функции по току, напряжению, температуре и др.
Основные компоненты ПЧ:
- Выпрямитель – служит для преобразования переменного напряжения сети (однофазного или трёхфазного) в постоянное напряжение;
- Промежуточный контур – служит для сглаживания пульсаций выпрямленного напряжения. Состоит из сглаживающего конденсатора большой ёмкости и балластного резистора (для ограничения тока зарядки конденсатора);
- Инвертор – служит для инвертирования постоянного напряжения промежуточного контура в переменное по частоте и амплитуде напряжение при помощи силовых ключей (полевые или IGBT транзисторы) с использованием широтно-импульсной модуляции (ШИМ). Несущая частота при этом достигает 16 кГц.
Параметры, измеряемые в ПЧ для реализации защитных функций:
- Напряжение промежуточного контура;
- Ток между конденсатором и инвертором;
- Сумма выходных напряжений;
- Токи выходных фаз.
17. Буст – увеличение входного напряжения двигателя для компенсации его падения на индуктивном сопротивлении обмотки статора на малых частотах.
18. Пульт управления (оператор) – устройство для ввода параметров.
Типы операторов:
- Цифровой;
- Интерфейс оператор;
- Оператор с памятью (COMBICARD);
- Интерфейсы (CAN; LON; InterBus; PropfiBus; LWL; BUS).
19. PLC – программируемый контроллер.
20. Резольвер – sin-cos датчик обратной связи для измерения скорости вращения ротора (аналог СКВТ).
21. Энкодер – оптический инкрементальный датчик обратной связи для измерения скорости вращения ротора путём подсчёта количества импульсов в единицу времени.